Дмитрий Вышемирский: «Я вижу Калининградскую область системно, знаю свое место в ней»

– Я – калининградец, хотя родился на Украине. Папа с мамой привезли меня в Калининград в три года. Калининград снимаю с 1981 года. Вначале была наивная фотография.

– А чем Вы тогда занимались?

– Начинал фоторепортером в газетах. Еще слова такого не знал – «фотодокументалистика», просто снимал все подряд, как все начинающие. Все больше погружался в Калининградскую область, начинал чувствовать, что это интереснейший материал. Я мог жить в Германии, Польше, Израиле, где угодно, но меня что-то здесь удерживало. В конце 1990-х я окончательно понял, что Калининградская область – моя тема и на ней я могу выстроить серьезную концепцию – с точки зрения теории фотографии, развития фотодокументалистики. На мой взгляд, фотодокументалистика – самый интересный и трудный жанр фотографии. Есть путешествующие фотографы, им, как правило, не удается создать философски значимые вещи. У них поверхностный взгляд на экзотику – религиозную, географическую, этнографическую… Мне ближе Судек, который всю жизнь снимал Прагу, или Дуано, не выезжавший из предместий Парижа, или Юджин Смит, когда ему был интересен Питтсбург… Они погружались в окружающее пространство, вступали с ним в диалог, и оно само начинало всматриваться в них и, как будто, благодарить их за интерес к себе такими фотографиями, которыми не отблагодарило бы, будь они туристами. Когда я это понял, то перестал путешествовать по России, хотя прежде думал о большом цикле, аналогичном тому, что позже сделал Энтони Сво – «Без стены».

– Расскажите о проекте «Кёнигсберг, прости».