«Смена аспекта»: фотовыставка Юли Евдокимовой

Внимание же моё сосредоточено на настоящем, через которое переправляется будущее, чтобы стать прошлым.

бл. Аврелий Августин

29 июня 2014 года в арт галерее «Ворота» открывается фотовыставка Юли Евдокимовой. На выставке представлены авторские отпечатки, выполненные в технике ручной желатино-серебряной печати. Экспозиция включает работы из цикла «Хутор» (Калининградская область) и серии «Экофест 2013» (Москва).

В калейдоскопе современных фотоснимков, всё более и более утрачивается связь фотографии со временем. Фотография воспринимается почти исключительно в аспекте подобия реальности, а её уникальная черта — отражать бытие сущего — уходит на второй план и постепенно забывается.

По определению М. Хайдеггера, бытие имеет место и это место — время. Фотограф, рамирующий видимое, сталкивается не только с образом сущего, но и с моментом настоящего.

Включенность фотографа в реальность не в последнюю очередь определяется его отношением к потоку времени. Одни фотографы — смотрят и извлекают из увиденного информацию, доступную их опережающему пониманию; другие,— к их числу относится Ю. Евдокимова,— видят, то есть, устраняясь от авторской оценки происходящего, отдаются на волю потока развертывающегося бытия и, умаляя себя, становятся сопричастниками настоящего. Они знают настоящее не как ничтожно краткое мгновение, а как присутствие: это настоящее, которое теснится и временит уходить в прошлое. М. Хайдеггер утверждал, что есть длящееся настоящее, — «теснящееся в самом себе», — которое «обнаруживается, но не течет — оно стоит». Находиться внутри такого настоящего, запертого по отношению к прошлому и отсоединенного от будущего можно до тех пор, пока не происходит смена аспекта, — смена настроения. Смена аспекта — это переход от одного «теснящегося» времени к другому и для фотографа важно сохранять чуткость в этом потоке.

Событие временное, т.е. стояние времени, в фотографии кристаллизуется в событие визуальное и посредством визуального единства фотографии оно явлено и для зрителя.
В философском дискурсе отпечаток с негатива — не только образ, но и уникальный предмет, находящийся в отношении смежности с репрезентируемой реальностью. Классическая пленочная технология полностью реализует ноэму фотографии: быть вещественным следом времени.

В фотографиях Ю. Евдокимовой сюжет в обычном понимании часто отсутствует: это не фотографии журналиста, фиксирующие социально значимые и потому априори подведенные под смысловое единство события, её снимки нет нужды вербализировать. Следует отрешиться от расхожих толкований и попытаться увидеть происходящее как визуальное событие, случающееся для зрителя. Именно визуальное единство, а не единство понятийное, смысловое или сюжетное, служит основой для понимания снимков автора.

Визуальное единство заново конституирует связи между предметами мира, репрезентируемого фотографией, создавая свой особый образный мир. Что в этом мире объект, а что — фон? Что главное, а что второстепенное? Нет ни того, ни другого в отдельности, — есть единое, в котором гармонично соединены все объекты. Здесь всё являет собой визуальное целое, всё слажено друг с другом, всё событийствует.

В работах Ю. Евдокимовой присутствует нечто подлинное, неподдающееся объяснению, но заставляющее возвращаться к этим фотографиям вновь и вновь.

Ю. Гавриленко, фотограф.

Открытие выставки состоится 29 июня в 18-00 часов.
Выставка продлится до 13 июля.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Google Plus

Добавить комментарий